Пятница, 16-Ноя-2018, 22:10
Приветствую Вас Гость | RSS

ГКОУ СО "Красногорская школа"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 94
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Основные направления работы логопедической службы ГКОУ СО "Красногорская школа-интернат"

Основные направления деятельности педагогов

по организации  сопровождения учащихся

с нарушением речи.

    Целью данных методических материалов является:  конкретизация требований к организации комплексного сопровождения учащихся с нарушениями речи. Определение роли каждого  участника образовательного процесса  в коррекции речевого развития учащегося.

       Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения в VIII  вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.

      Но, помимо особенностей развития речи, характерных для всех детей, у значительной части обучающихся коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков – фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание.

      Нарушения устной речи ещё более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности обучающихся. Затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.

       Для эффективной и регулярной помощи детям с нарушениями речи необходимо взаимодействие всех педагогов и построение их деятельности по принципу команды.

Работа по коррекции речи ведётся в тесном контакте учителя – логопеда с учителями, воспитателями, педагогом – психологом, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, проведении занятий способствуют закреплению, развитию речевых навыков.

 

Коррекционно - развивающее воздействие на учащихся с нарушениями речи организуется по следующим разделам:

- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания, силы голоса, развития чувства ритма, общей и мелкой моторики рук;

 - развитие связной речи;

 - работа по формированию, уточнению и обогащению словаря;

 - развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

 - развитие лексико – грамматических средств языка;

 - развитие интонационной выразительности речи в песенках, играх, инсценировках, в самостоятельной речи;

 - формирование и совершенствование навыков чтения;

 - формирование коммуникативных навыков;

 

Работа  педагогов в рамках комплексной программы сопровождения учащихся

с нарушениями речи.

Учитель        - проведение речевой зарядки, артикуляционной гимнастики, развитие

                          слухового внимания, фонематического восприятия;

                       -  формирование представления о звуковом составе слова;

                       -  работа над дыханием, темпом речи, над чётким и ясным

                          произношением, логическим ударением, паузой, знаками препинания,   

                          интонированием;

                       - формирование общеучебных навыков и умений.

                              

Учитель музыки,    -  формирование чувства ритма, (использование ритмических игр

  ритмики                     с речью);

                                 - воспитывать слуховое внимание к звукам речи;

                                 -  развитие слухового восприятия, двигательной памяти, общей и

                                    мелкой моторики;

                                 -  работа над силой и тембром голоса, развитием дыхания; 

                                 -  использование в работе музыкальноритмических, 

                                    звукоподражательных игр,  распевок на изучаемые звуки,

                                    этюдов на развитие мимики, жестов;

                                 - использовать упражнения по снятию мышечного тонуса.

                               

Учитель ЛФК,       -  развитие общей моторики, слухового внимания;

физкультуры         - формирование чувства ритма, координации движений с речью;

                                -  использование в работе речёвок с движениями, считалок, подвижных  

                                    игр,  дыхательной гимнастики.

 

Воспитатель        - развитие и совершенствование навыков чтения;

                               - развитие общей и мелкой моторики, пространственной

                                  ориентировки;

                               -  выработка темпа, чёткости, выразительности в речи, закрепление,

                                  расширение словаря;

                               - при проведении занятий, выполнении домашних заданий проводить

                                  речевые зарядки, словарную работу, требовать от учащихся полных

                                  ответов;

                               - для формирования связной речи использовать сюжетно-ролевые

                                  игры направленные на освоение социальных ролей;

                               - выполнение домашнего задания по логопедии.

 

Педагог-            - коррекция познавательной сферы ( коррекция и развитие мыслительных                                                                                   

психолог              операций, развитие разномодальной памяти, слухового и зрительного

                              внимания, что обеспечивает базис для  развития письменной речи,

                              расширяет словарный запас);

                           - индивидуальная/групповая коррекция эмоционального состояния,  

                              релаксационные занятия в ситуациях, когда нарушение речевой сферы

                             сопровождается дезадаптирующей тревожностью, страхом речи или

                              переживанием комплекса неполноценности;

                          - психологическая работа по развитию навыков конструктивного общения

                              с учителем, одноклассниками, совершенствование коммуникативной 

                              функции речи;

                           - формирование учебной мотивации и самоконтроля в рамках групповых

                             и индивидуальных занятий в ситуациях, когда речевое недоразвитие

                             сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации,

                             самоконтроля, неустойчивости позиции обучающегося.

    Все педагогические работники школы обязаны постоянно требовать от учеников соблюдения речевого дыхания и правильного произношения. На уроках и внеклассных занятиях для каждого ученика начальных классов должно быть индивидуальное зеркало.

   Во время уроков, внеклассных мероприятий, прогулок, экскурсий педагоги должны стремиться к максимальной активизации речи учащихся.

  Формы взаимодействия

                          - психолого – медико – педагогический консилиум;

                          - родительские собрания, круглый стол;

                          - консультации;

                          - взаимопосещения уроков, занятий;

                          - совместное проведение уроков, внеклассных занятий, праздников;

                          - совместное проведение  заседаний методических объединений;

 

 

Уровень сформированности элементарных умений и навыков

выпускников начальной школы

 

  1. Умение определять цель работы

  2. Планировать ход выполнения задания

  3. Готовить рабочее место к началу занятий

  4. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы

  5. Готовить пересказ

  6. Находить в учебнике нужную информацию

  7. Выделять в тексте главное

  8. Пользоваться справочным материалом

  9. Не отвлекаясь работать на уроке.

10. Аккуратно вести тетрадь

11. Организовывать рабочее место

 

 

Новая форма организации обучения детей с тяжёлой умственной отсталостью.   

 В.А.Усманова   учитель-логопед

Обучение детей с тяжёлой умственной отсталость требует использование и  внедрение новых форм и методов в организации учебного процесса.

  В ходе экспериментальной работы педагоги СКОШ №77 получили результаты, которые показали что особенности развития детей с тяжёлой умственной отсталостью и их познавательные возможности, требуют создание особых условий в образовательной среде школы. Эти особенности заключаются в следующем:

- обучение и воспитание осуществляет один учитель с первого до последнего года пребывания учеников в школе;

- в работе отдаётся приоритетность воспитанию;

Главной задачей обучения является – формирование адаптивного поведения.

Основной формой работы – урок.

Педагогами была разработана особая форма планирования учебного материала условно названная «Проект» в ней предусматривается:

- единая проектная тема, объединяющая все предметы;

- подбор содержания всех предметов в соответствии с общей темой «Проекта»;

- длительное изучение одной темы (не менее двух недель);

- общий иллюстративный материал для всех учебных предметов;

При работе с «Проектом» реализуются компенсаторные возможности процесса обучения и усиление межпредметных связей через ведущий учебный предмет «Общение и окружающий мир».

В ходе реализации «Проекта» происходит

многократность повторения одной и той же темы в разных ситуациях ( на разных уроках),

перенос знаний, полученных на одном уроке, в различные учебные ситуации других уроков,

непрерывность повторения одного и того же учебного материала в течении продолжительного времени, разнообразность изучения предмета,

вариативность связной речи (обращение к одним и тем же словам, использование одного итого же словаря в различных ситуациях).

Эффективность «Проекта», по мнению педагогов, заключается в следующем:

 1. «Проект» даёт возможность поддерживать интерес у учащихся к занятиям.

 2. Создаёт  у учащихся ощущение успешности.

3. Позволяет реально компенсировать отсутствие познавательных потребностей и низкий уровень познавательных возможностей у детей с тяжёлой умственной отсталостью.

  Используя данную форму планирования учебного материала, педагоги  московской школы предполагают возможность сформировать за весь период пребывания в образовательном учреждении (1-12 лет) интеллектуальные знания, умения, навыки примерно в таком объёме, который формируется у детей с нормальным развитием, примерно к  5 – 7 годам (условно).        

 

 Особая форма планирования учебного материала, условно названа

             «Проект».    ( Экспериментальная работа СКОШ №  77 г.Москва.)

Тема: Одежда.

     Урок

                            Содержание  работы

 Развитие речи

1. Работа со словом: осень, октябрь, одежда, пальто, куртка, брюки, рубашка, платье, снять, чистый, аккуратный.

Обобщающее слово: одежда.

2. Работа над словосочетаниями.

Согласование: существительное – прилагательное.

Одежда – (чистый, аккуратный)

Существительное – глаголы.

Одежда – (одеть – снять).

 

Чтение

Чтение алфавита (хором, сопряжено с учителем).

Чтение – узнавание своего имени, имени одноклассников.

Соотнесение предмета с его изображением на картинке и словом: пальто, куртка, брюки, рубашка, платье.

Чтение слов: одежда, осень, октябрь. Выделение звука и буквы «О». нахождение в алфавите буквы «О».

 

Письмо

Письмо своего имени. Письмо по обводке слов: одежда, осень, октябрь.

 

Математика

Работа с календарем: времена года, месяц, день.

Пересчет предметов одежды. Количество как итог пересчета.

Сравнение по длине: короткий – длинный.

 

СБО

Гигиенические требования к одежде (по сезону).

Выбор из ряда  одежды той, которая соответствует погоде (по картинке и натуральным объектам).

 

Обслуживающий труд

Способы чистки верхней одежды (практическая работа).

ИЗО

Обводка предметов по контуру и раскрашивание.

 

ОБЖ

Одежда по сезону и по погоде как профилактике простудных  заболеваний.

 

На коррекционных занятиях  по логопедии так же продолжается работа над развитием речи по единой проектной теме: «Одежда».

В рамках «Проекта» возможно объединение взаимодействия всех специалистов и построение их деятельности по принципу единой команды.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz